Get Adobe Flash player

Моя педагогическая философия

                                                     Эссе

«Моя педагогическая философия»

«Каждый ребенок – есть однажды случившееся чудо»

                                                                                                                Э.В.Ильенков

                                        

        Я стала педагогом… Осуществилась моя заветная детская мечта.

        Было бы странным, если  я выбрала другую профессию. Это не столько мое решение, а как некая «данность, предопределенность», обусловленная массой обстоятельств. Это и пример моей мамы, окончившей педагогический вуз, получившей высшее образование и связанной с самой гуманной профессией на свете. И мои замечательные воспитатели и учителя в дошкольном учреждении, в средней школе и вузе. Помню я их всех, но лишь некоторых из них «вижу» и «слышу» до сих пор. И только теперь я могу с полной уверенностью сказать, что основными составляющими для меня в «избранных» были – высокий профессионализм, культура общения и любовь к своим воспитанникам.

        Воспитатель – это первый после мамы учитель, встречающийся детям на жизненном пути. Осознавая это, я стараюсь понимать внутренний мир малышей, вдумчиво относиться к своему поступку, слову, стойко переносить невзгоды воспитательной работы.

        Не все родители, приводящие в детский садик по утрам своих детей, осознают, как много приходится работать педагогам–дошкольникам, скромным и любящим воспитателям в своих группах. Сколько знаний, фантазии, таланта вкладывают воспитатели в свои ежедневные занятия с детьми.

        Для меня важно научить детей видеть красоту окружающего мира, понимать, ценить ее: «Чтобы познать, нужно научиться наблюдать».

        Следуя высказыванию великого ученого Д.Менделеева, стараюсь научить  не только видеть, но и восхищаться окружающим миром.

        Во всем, что делаю, говорю, пытаюсь привести детей к мысли, что чудо даже не сам снег – а каждая снежинка, не роса – а каждая росинка. Что в жизни одного муравья – вся жизнь, жизнь вообще. Все созданное Всевышним, Творцом Вселенной – чудо!

        И относиться к этому чуду бережно и трогательно.

  

        Поиски новых  подходов  к  познавательному  развитию  дошкольников  приобрели  особую  актуальность на современном этапе. Практика показывает, что пути формирования способов выражения, это путь выполнения детьми   заданий   поискового   характера.   Особенностью   поисковой   деятельности   является   детское экспериментирование. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом. Познавая мир, он делает множество открытий. Поэтому исследовательское поведение для дошкольника - главный источник получения представлений о мире.

        В своей работе я широко использую опытно – экспериментальную деятельность дошкольников.

        Целями этой работы являются:

$1v        Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

$1v        Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

$1v        Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

$1v        Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

$1v        Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

       Организуя деятельность по экспериментированию, опиралась на ряд вариативных программ и методик:

$1·                Программу по экологическому образованию дошкольников                      

-  «Наш дом – природа» Н.А.Рыжовой,

Занимательные опыты и эксперименты                                                                                               -   «Неизведанное рядом» О.В.Дыбиной .

$1·                 Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности дошкольников под ред. Л.Н. Прохоровой.

        Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено исходя из трех блоков педагогического процесса, это:

  1.         1.специально-организованное обучение в форме занятий;

        2.совместная деятельность взрослого с детьми;

        3.свободная самостоятельная деятельность детей.

        В своей работе использую следующие формы работы:

        1.Занятия;

        2.Плановые эксперименты;

        3.Дидактические игры;

        4.Беседы;

        5.Наблюдение и труд;

        6.Работа в лаборатории.

        Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: “Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”.

         В группе оборудована мини – лаборатория, в которых имеются различные центры. В них представлена предметная развивающая среда для проведения исследований: специальная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы, тазы с песком и водой, емкости с сыпучими продуктами и т. д. 

        Центром экспериментирования являются познавательные занятия. Они тщательно готовятся мною, определяются цели, задачи опыта или эксперимента, подбирается объект для исследования, а также пути решения поставленных задач. Такие занятия  я провожу  в увлекательной для детей форме: работа в «лаборатории», встреча с волшебником, путешествия; с использованием художественного слова (чтение отрывков из художественных произведений, загадывание загадок, чтение стихов).

        Свои знания дети закрепляют в дидактических, сюжетно-ролевых играх, а результаты опытов – в изо деятельности.

        В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов: (анализ и синтез, сравнения и классификации, обобщения и поляризации). Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы.

        Поэтому я  включаю  экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.

        Проводим с детьми следующие эксперименты с водой: «Тонет, не тонет»; «Растворимость веществ» - не все вещества  растворяются в воде. «Есть ли запахи у воды»; «Фильтруем воду» - опыт по очистке грязной воды.

       Опыты с магнитом знакомят детей с физическими явлениями как магнитное притяжение. Опыт с бумагой, с увеличительным стеклом, опыт по обнаружению ветра, его силы и направления.

        Очень интересны и увлекательны опыты с воздухом, так как он не видим.       Набирают в полиэтиленовые мешки воздух и замечают, что они становятся плотными, упругими. Интересных объектов для экспериментирования много, всего сейчас не перечислишь. Но, хотелось отметить, что опытно – экспериментальная деятельность у моих воспитанников очень популярна.

        У меня имеются свои авторские дидактические пособия, которые используются в нашей работе.

        Таким образом, целенаправленная систематическая экспериментальная работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.

        Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации  убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике), «Свойства соленой воды».

        Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

        Благодаря работе по опытно-экспериментальной деятельности дети стали намного наблюдательнее и внимательнее. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

        В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:

        "Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму".